Горнолыжный  отдых  в  Альпах  и  не  только...

( Румыния, Турция, Франция, Австрия, Италия )

Пояну Брашов Улудаг Шамони Капрун Червиния Сольден Валь д'Изер

 

Валь д`Изер.

           Миновал очередной год, а феноменальные просторы Сольдена не давали душе покоя. Есть ли в Альпах большее раздолье в пределах одного курорта, задавали мы риторический вопрос, и усердно вчитывались в журнальные обзоры, рекламные проспекты и Интернет-страницы. Однозначный ответ был найден. ЕСТЬ! В Валь д`Изере. Основной показатель, который определяет рекордные возможности этого курорта 10000 гектаров раскатанной горной поверхности  (я встретил такую же цифру ещё лишь один раз в описании La Plagne) .  Имеющийся теперь опыт позволяет сказать, что при  начальной оценке возможностей курорта,  площадь полезной для катания поверхности дает гораздо более важную информацию, нежели суммарная протяженность трасс.  К  сожалению, далеко не все курорты предоставляют такой показатель.

         Итак, выбор был сделан, и мы оказались в Валь д`Изере в минимальном составе (2 чел.) в столь привычное весеннее время с 24.03.2001 по 31.03.2001. На сей раз, нам было суждено перейти в категорию организованных туристов. Заказывались в фирме Адреналин. Забегая вперед, хочется отметить, что если бы не визовые хлопоты, то всех этих операторов следовало бы послать ..

         Добирались через Лион. Ажиотаж вокруг билетов был немыслимый (школьные весенние каникулы), но в итоге мест 10 на борту оказались свободными. Счастливое предзнаменование сверкнуло прямо при входе на борт лайнера. У двери нас встречал старший бортпроводник в лице лучшего московского компаньона нашей румынской поездки Глеба. Бурная радость встречи сделала незаметным время полета. В лионском  аэропорту традиционно встречающий человек с табличкой не обнаружился, но все же минут через 15 удалось разыскать автобус с туристами на Валь д`Изер. Еще минут через 15 в заполненный автобус влетел запыхавшийся человек и протароторил, что из пяти встречающих гидов он остался один. Остальные отбыли на родину, в Россию, по причине окончанию виз. Сопровождать нас он не будет, а лишь проинструктирует, где кому выходить из автобуса и куда далее двигаться и обращаться. Далее последовала словесная пулеметная очередь с изобилием французских названий и терминов, связанных местоимениями лево, право, вперед, назад.  Оказалось, что сидящий в автобусе народ  намеревался расселиться в 8-10 различных гостиницах и апартаментах  Валь д`Изера и Тиня.  И потому каждому предназначалась своя легенда. Автобус развозить всех  до  дверей не может, а  сделает лишь несколько узловых остановок. Произнеся последнее слово, любезный человек сразу удалился. Все это, конечно, нас очень сильно порадовало, с учетом практически нулевого знания французского, водитель-француз естественно ни бельмеса не понимал по-русски.  Удачей оказалось то, что наша остановка оказалась одной из последних и пришлась на самый центр городка. В пестрой курортной мишуре вывесок и табличек удалось разглядеть название жилищного агентства, в котором нужно было получить ключи от заказанных апартаментов. Изрядно подразмявшись тасканием сумок, рюкзаков и чехлов между автобусом, агентством, консьержкой и номером, наконец, переступили порог жилища. Картина за дверью не обрадовала. Уютный и чистенький номер оказался меньше, чем он был представлен на планировке, да и вместо двух полагающихся кроватей в комнате стоял раскладной диванчик-книжка. Попытка выяснения отношений с агентством не увенчалась успехом рабочий день уже завершился. Провели теплую семейную ночь, собирая силы для утренней атаки. С утра попытка оторваться по полной в телефонной беседе с турконторой обломалась. На родине специалисты по туризму блаженно проводили выходные дни вдали от рабочих мест. Французы, естественно, перевели стрелки на наших. В итоге после предложенного осмотра нескольких  свободных номеров решили переместиться в двухкомнатные трехместные апартаменты (двухместных не было). За что пришлось отвалить лишние 2000 франков. Для себя сделали вывод, что в будущем  при выборе апартаментов стоит перестраховываться на лишнее койко-место, дабы избежать проблем с толкотней и размещением вещей. В целом,  изначальный выбор жилья оказался просто замечательным. Апартаменты с названием Val Village объединяют несколько оригинальных однотипных зданий, очень комфортно и рационально оборудованных, с добротной обстановкой и уютным интерьером в стиле кантри. Сдается лишь небольшая часть квартир, остальные находятся в постоянной собственности. Жилой комплекс расположен в самом центре Валь д`Изера. Я впервые встретил столь предельно удобный вариант возвращения с катания: выкатываешься до самого порога. Несмотря на то, что двери подъезда выходят на оживленную площадь-бульвар, хороший снежный наст там постоянно поддерживается   до самой последней нерастаявшей снежинки. Мы были шокированы, увидев поздним вечером работающий у дверей ратрак. Казалось, что толщина  плотного снега была более чем достаточна, но видимо главной задачей техническим службам ставилось  постоянное наличие утром ровного, идеально белого снежного ковра.

          Несмотря на то, что Валь д`Изер имеет многовековые исторические корни, формирование его архитектурного облика ведется лишь с конца 19 века. Сегодня он представляет собой очень милую крупную туристическую деревню.  В целом курорт лишен, какого-либо внешнего старинного своеобразия. Но, одновременно, там отсутствуют и всякие проявления технократии. Любая улочка или квартал Валь д`Изера гармонично вливается в единый спокойный и респектабельный архитектурный ансамбль. Крайним контрастом на фоне Валь д`Изера выглядит соседний Тинь. Расположенный в высокогорной котловине (2100 м.), где уже началась зона альпийских лугов, Тинь выглядит какой-то индустриальной резервацией для туристов. Голые асфальтовые улицы и стеклобетонные многоэтажки полностью лишают чувства отрыва от городской суеты. К тому же, территориально состоящий из пяти достаточно удаленных друг от друга районов, курорт имеет серьезную внутригородскую систему общественного транспорта. Так что, для людей, не любящих изменять городским привычкам, Тинь практически безальтернативное место.

         Как известно, общий район катания, объединяющий трассы Тиня и Валь д`Изера называется пространством Килли. Статистически это очень снежное место. Мы воочию убедились в верности снежных прогнозов. К нашему приезду  скиинфо констатировало  3,5 метра снега на максимальной для катания высоте (~ 3400 м.). Но и всю неделю, со дня заезда, снег большими и малыми порциями выпадал каждые сутки. Во всех других составляющих погода - типичная. Весеннее солнце греет весьма энергично. В период облачности и снегопада по-зимнему прохладно.

         Возвращаясь к теме невероятных просторов для катания, следует отметить, что площадь склонов в 10000 гектаров находится приблизительно в пределах прямоугольника 25 на 6 км. Участки горной поверхности, подготовленные под лыжные трассы, без разрывов покрывают  указанный прямоугольник. И, тем не менее, у границ маркированных маршрутов часто встречаются предупреждающие таблички. Они извещают о том, что в следующей далее зоне не действует страховка (входящая в стоимость скипасса) и не работают постоянные лыжные патрули. Далеко не всех такие предупреждения отпугивают, в результате чего смело можно добавить еще 1500-2000 гектаров к известному показателю.

         Несмотря на объединяющее название района и единый скипасс, можно без труда разграничить зоны катания Валь д`Изера и Тиня. Далее следует практически единодушное мнение в выборе более интересных и сложных трасс. Лидерство за Тинем. Большая часть маршрутов Валь д`Изера напоминают длинную пологую лестницу разгон, выкат и т.д и т.д. Одновременно здесь можно вкусить и азарт от настоящих спортивных трасс. Самых известных три: stade de slalom, piste s и  легендарная face. Еще одно неплохое место это склоны, ведущие в ущелье к местечку Le Manchet. Face действительно достойная уважения трасса, недаром даже ночью она эффектно озаряется лучами прожекторов. На всем её протяжении средний уклон составляет 1:3. К тому же, чтобы преодолеть 1000 метров вертикального перепада, нужно совершить лишь один шестиминутный подъем на вагончике. Обычно основной маршрут спуска идеально подготовлен работой батраков, но пару раз в дни снегопадов техника не успевала уплотнить свежевыпавший покров. В результате, возвращаясь в конце дня застывающему к вечеру склону, мы сталкивались с невероятным количеством бугров. Причем бугры на fece получались не слишком оформившимися, хотя и с довольно глубокими разрезами, и все это было схвачено морозом. В общем, Чегет по сравнению с такими подарками отдыхает.

          Трассы Тиня выигрывают, прежде всего, своим положением относительно города-курорта. Полтора десятка начальных линий подъемников почти кольцом окружают его главные жилые районы. Одновременно и спуск в город возможен почти из любой точки. Потому кататься здесь можно до самой последней минуты работы подъемников. Самые интересные маршруты здесь начинаются со склонов вершины La Grande Motte. На  высоту  3450 доставляют два последовательных подъемника: подземный рельсовый фуникулер  в стиле фантазий Люка Бессонна и огромный подвесной вагон. До низу можно найти любые предельные комбинации маршрутов. Местами можно сползать или прыгать с отвесных скал или же рассекать огромные, почти горизонтальные участки ухватившись за  стропы кайта. Еще одна очень длинная и интересная трасса ведет с вершины L`aiguille Percee в самый нижний поселок района Les Brevieres (1550). В хорошую погоду очень интересно, поднимаясь на кресельных канатках, разглядывать причудливые очертания окрестных гор. С богатой фантазией здесь можно увидеть любые сказочные и реальные формы.

         И все-таки, повторяясь, я предпочел бы и повторно жить в Валь д`Изере. Попасть для катания в район Тиня не доставляет особых хлопот. Не требуется ни одного холостого подъема, важно только поглядывать на часы, что бы до закрытия подъемников оказаться на своей стороне хребта. Если опоздал, придется добираться рейсовым автобусом (странно, что бесплатных скибасов между двумя курортами нет).

         Уровень оснащенности подъёмниками всего пространства заслуживает высшую отметку. Всего здесь 130 различных подъемных устройств. Некоторые из них почти уникальные. В отношении высокогорного питания и севисных служб невозможно. Но, с точки зрения разумной достаточности и удобства, особых претензий здесь не находится.

          В плане вечерних развлечений чего- либо оригинального мы не встретили. Но традиционных  уютных мест, что бы не плохо скоротать время, достаточно. Савойская кухня и французские вина всегда готовы поддержать хорошее настроение. Пестрая разноязычная публика, как правило, открыта для общения. Приятно отметить, что вопреки французским традициям, в Валь д`Изере  изъясняться на англиском вполне возможно.

         Завершение нашей поездки, как и начало, было не лишено казусов. Пауза по-поводу времени и порядка отъезда тянулась вплоть до последнего дня. Готовился сюрприз. Оказалось, что наш  отлет был перенесен в Милан. Проблемы с билетами все-таки возимели свое место. Выезжать пришлось в два ночи (пол дня украли) и часов семь колесить до аэропорта. Оставалось только очередной раз горевать по поводу  качества работы русского туристического сервиса.           

 


  2001  mike-cat@aaanet.ru

 

Сайт создан в системе uCoz