Шамони.
В
третий раз
повторить
практику
выезда
большой и
теплой
компанией
не удалось,
хотя самых
серьезных
намерений
у каждого
было более
чем
достаточно.
Группа
разделилась
пополам на
продолжающих
покорять
европейские
склоны и на
временно
воздержавшихся.
И далее
первые из
выделившихся
поделились
еще раз
пополам,
чтобы в два
заезда
посетить
одно и тоже
место (в
виду
объективно
возникших
проблем).
Что
касается
точки
пребывания,
то на этот
раз
страшно
хотелось
попасть в "десятку".
И это в
полной
мере
удалось,
поскольку
выбрана
была
главная
точка
Альпийского
паломничества
- Шамони.
Трудно
написать
об этих
местах что-то
оригинальное
или просто
новое. Хотя
и хочется
взахлеб,
раз за
разом,
вспоминать
и
рассказывать
в
подробностях
обо всех
прелестях
этого края.
В
последующих
строках
будет
много
эмоций, но
сухими
фактами
Шамони не
описать.
Итак,
Шамони - это,
прежде
всего,
Монблан, и в
этом
первая
причина
притягательности
курорта и
всей
долины.
Высочайшая
вершина
западной
Европы
влечет
не только
фактом
своих 4807
метров, но и
все своей
громадой
поверхности
с
неповторимым
рельефом.
Ведь
Монблан не
просто
большая
гора, а
сложнейший
горный
массив,
простирающийся
в
основании
на 15-20 км.
Известно,
что Альпы
значительно
старше
Кавказа и,
следовательно,
альпийские
долины
более
глубокие.
Видимая
снизу
амплитуда
горных
вершин
часто
получается
более 3 км.
Склоны
буквально
уносятся в
небо. В
случае с
Монбланом
эта
картина
приобретает
максимум
значений.
Шамони
находится
в 1000 м. над
уровнем
моря, у
подножия
горы,
поэтому
увидеть из
города
наивысшую
точку Альп
практически
нереально.
И, все же,
картина
просто
завораживающая,
а потому
сотни
прекрасных
ракурсов
всего
массива и
его
отдельных
склонов,
пиков, скал,
ледников
украшают
тысячи
постеров,
календарей,
открыток и
книг. Эти
виды можно
встретить
практически
в каждом
сувенирном
или
книжном
магазине
любого
альпийского
курорта.
Главной
топ-моделью
для
фотомастеров,
бесспорно,
является
Южный Пик (Aiguille
Du Midi). При всей
громадной
посещаемости
курорта,
Шамони не
является
лидером
горнолыжного
туризма.
Среди
многочисленных
подъемников
долины нет
никаких
сверхсовременных
технических
новаций,
встречаются
даже
допотопные
однокреселки
напоминающие
наши
трясучки.
Уникальным
лишь
остается с
1955 года
инженерное
решение
канатной
дороги
Южного
пика. 2750
метров по
вертикали
преодолеваются
маятниковыми
вагончиками
всего в два
этапа,
причем
второй
отрезок(1280 м.)
не имеет
промежуточных
опор.
Катание по
просторным
ледникам
возможно
даже летом,
ну а для
туризма,
скалолазания
и
альпинизма
Шамони
одинаково
популярен
все 365 дней.
Наш
визит к
Монблану
состоялся
в конце
марта
начале
апреля 1998
года.
Воспользовались
стандартным
предложением
"Ассент-тревел".
Рейс
аэрофлота
Москва-Женева-
Москва -
сплошь
лыжники. В
ходе
общения с
попутчиками
в
аэропорту
и на борту
самолета
можно
получить
любую
подлинную
информацию
о
французских
и
швейцарских
курорта от
300
корреспондентов.
Французский
сектор
Женевского
аэропорта-самое
лояльное
пограничное
место в
пределах
Шенгенской
зоны. На
въезде
сверхскоростное
проштамповывание
паспортов,
на выезде
вообще
полный
пофигизм -
иди, куда и
как хочешь,
а чтобы не
заблудиться
в
бесчисленных
переходах,
коридорах
и
лестницах
на полу
выведена
желтая
линия. Для
проживания
выбрали
отель "Альпина"
3*. Безликая
бетонная
многоэтажка
неприятно
контрастирует
с
симпатичным
обликом
альпийского
городка.
Однако, во
всех
действительно
важных
функциях,
место
почти
идеальное.
Прекрасное
расположение,
удобные
вместительные
номера с
довольно
оригинальным
савойским
интерьером,
бесплатный
релаксационный
комплекс,
включающий
джакузи,
турецкую и
финскую
бани. Отель
предлагает
оригинальную
разнообразную
систему
питания:
для ужина (оплачивать
обед
естественно
не имеет
смысла)
выдается
что-то
подобное
талонам, и
эти
бумажки
можно
предъявлять
не только в
своем
ресторане-панораме,
но и еще в
трех или
четырех
ресторанах
города.
Наряду с
гостиничным
автобусом,
курсирующим
ко всем
пяти
районам
катания,
можно
воспользоваться
бесплатной
системой
муниципальных
маршрутов.
Реально
транспорт
необходим
для
проезда
только к
трем
районам, до
остальных
двух
приятно за
несколько
минут
дойти
пешком. В
период
нашего
пребывания
сплошного
выката до
самых
нижних
станций
подъемников
не было
практически
ни на одном
слоне
долины.
Более того,
вернувшись
в городок
после
первого
дня
катания, мы
не
поверили
глазам,
увидев
показания
большого
уличного
термометра
+22. Ниже +16 в
дневное
время
температура
не
опускалась
и в
следующие
пять дней. В
одеждах
полный
хаос -
комбезы,
свитера,
ботинки, а
рядом
шорты и
сандали. В
зоне
катания
высота,
естественно,
основательно
понижает
температуру,
но
сильного
мороза не
ощущалось
даже по
утрам. На
основании
этих
фактов
наши
друзья,
отправившиеся
в Шамони
налегке,
двумя
неделями
позже (в
середине
апреля)
вынуждено
пополнили
свой
гардероб
теплыми
вещами.
Погода к их
приезду
была уже
почти
зимняя, а на
Монблане
лежало
больше
метра
свежего
снега.
Несмотря
ни на какие
колебания
температуры,
для
начинающих
лыжников и
бордеров, в
пределах
ближних к
отелям
склонов,
всегда
есть
гарантированная
возможность
обучения,
благодаря
работе
снежных
пушек. Ну а
для тех, кто
уже
научился,
на выбор:
пять
районов
катания в
пределах
долины, и,
минимум,
еще три в
соседних
курортах.
Тем,
кто
впервые
будет
решать, с
какого
склона
начинать
катание в
Шамони, я бы
порекомендовал
Бревен или
Флежер,
хотя
фактически
это один
обширный
район,
простирающийся
по
обращенной
к югу
стороне
ущелья. При
интенсивном
катании в
течение
дня можно
ознакомиться
с
большинством
трасс
объединенного
района,
поднявшись
с утра на
Бревен,
вернуться
к вечеру в
долину с
Флежера,
или
наоборот.
Максимальная
высота
здесь 2525 м.,
основное
катание в
пределах
1800-2200, что
удобно для
начальной
высокогорной
аклиматизации.
Еще один
важный
аспект
посещения
этих
склонов в
ясную
погоду -
восхитительный
вид на
главные
горные
достопримечательности
долины.
Наблюдать
противоположный
склон не
только
приятно, но
и полезно с
точки
зрения
дальнейшего
его
освоения,
сопоставляя
схему
долины с
фактической
картиной
рельефа. На
основании
опыта
дальнейших
поездок в
Альпы, этот
район
катания
представляется
мне
типичным
для
большего
числа
крупных
курортов.
Третий
район
долины
называется
по имени
маленькой
деревни Ле
Тур. Здесь
самые
низкие
склоны для
катания (2270 м.),
а весь
интерес
поездки
туда
заключен в
том, что это
конечная
тупиковая
точка
долины. Еще
одну
экзотическую
картину
представляет
проходящая
здесь
граница со
Швейцарией.
Вдоль
одного из
внетрассовых
маршрутов
спуска по
северному
склону
натянута
веревка, а
на
поддерживающих
ее
столбиках
изредка
встречаются
предупреждения
о том, что
это не что
иное, как
пограничная
с другим
государством
полоса.
Картина
напоминает
примитивное
огораживание
зоны
ремонтно-строительных
работ.
Первая
мысль,
возникающая
при
подъезде к
такой
непреодолимой
преграде -
это
желание
ощутить
себя
нарушителем
границы.
Желание
реализуется
легко и
быстро.
Можно
элементарно
спуститься
до
ближайшей
швейцарской
деревни,
будет
только
проблема с
пешим
возвращением
в гору.
Наиболее
логичным
шагом
следующего
этапа
горнолыжной
программы
в Шамони
является
посещение
Монблана.
Но только
для
осуществления
этого
мероприятия
как
никогда
важно
дождаться
ясной
погоды.
Правда, в
этом
случае,
возможно,
придется
увидеть
перед
нижней
станцией
канатной
дороги
внушительное
количество
попутчиков.
Не
пугайтесь,
Вам не надо
будет
скучно
тратить
время на
простаивание
в очереди.
Вагончик
отправляется
по
расписанию,
и все рейсы
пронумерованы.
Купить
билет или
получить
его,
предъявив
многодневный
абонемент (скипасс)
можно
довольно
быстро, а
далее без
толкотни
дождаться
свого
рейса.
Стремительный
подъем и
многокилометровый
спуск с
главной
вершины
Альп - это
не просто
увлекательное
катание, а
интереснейший
тур с
разнообразной
насыщенной
программой.
Я уже
упоминал
об
уникальности
канатной
дороги на Aiguille
Du Midi, однако
настоящим
чудом
является
ее верхняя
станция.
Футуристический
замок,
вырывавшийся
из недр
горы на
краю
невероятной
пропасти с
крутыми
лестницами,
парящим
меж скал
мостом,
каменными
и ледяными
пещерами и
ракетоподобным
шпилем над
панарамной
площадкой.
Дальше
отсюда
можно
совершить
еще один
пятикилометровый
полет в
кабине
подвесной
канатной
дороги.
Почти
горизонтальный
маршрут,
пролегающий
над
просторами
ледников к
другой
впечатляющей
вершине-пику
Гелбронера.
Одиноко
возвышающаяся
среди
ледяных
каскадов
скала
Большой
Раньон,
является
единственной
твердой
опорой
этой
дороги.
Гелбронер
предоставляет
две
дальнейшие
возможности
путешествия:
назад в
долину
Шамони по
просторам
ледников
или в
противоположную
сторону на
юг к
итальянскому
курорту
Курмаеор.
Ну, а если,
попав на
Южный пик,
Вам не
стерпится
поскорее
резануть
кантами
монблановский
снег -
вдохните
глубже,
прежде чем
пристегнуть
лыжи или
доску,
придется
получить
изрядную
дозу
адреналина,
спускаясь
к месту
старта по
не имеющей
аналогов
снежной
тропинке.
Двадцатикилометровая
трасса,
именуемая
Белой
долиной
начинается
весьма
комфортно
и
позволяет
непринужденно
продолжать
осмотр
ледяных и
каменных
диковин.
Километра
через 2-3, у
перехода
ледника
Гиганта в
ледник
Такуля,
трасса
быстро
меняет
категорию
сложности.
Становятся
вполне
оправданными
рекомендации
совершать
спуск в
сопровождении
инструктора.
Следующие
5-6 км. ледник
не дает
никакой
возможности
для
расслабления.
Отрабатывая
все
технические
приемы
опасного
спуска,
постепенно
оказываешься
у истоков
второго по
величине
ледника
Альп-Ледяного
моря. Своим
постоянным
движением
ледник
образует
долину,
расширяя и
углубляя
ее с каждым
метром.
Трасса
становиться
все более
пологой и
на
протяжении
нескольких
километров
больше
напоминает
дистанцию
для
долинных
лыж. Особо
неуютно
здесь
чувствуют
себя
сноубордисты,
на учете
каждый
сантиметр
уклона.
Последние
1,5-2 км. ледник
снова
добавляет
крутизны,
но
одновременно
требуя
большей
лавировки,
в том числе
и вокруг
больших и
мелких
камней.
Трасса
заканчивается
неожиданно
резко,
практически
без выката.
Сняв лыжи,
можно
посетить
рукотворную
ледяную
пещеру (зрелище
платное,
расчет
наличными).
От
финишной
точки
Белой
долины до
центра
Шамони
несколько
километров.
Проблема
возвращения
решается
неожиданно
оригинально.
Шустрая
канатка
доставляет
пассажиров
к уютному
альпийскому
вокзалу,
откуда
отправляется
маленький
поезд с
традиционной
для
высокогорья
реечной
передачей.
Если
Вам
удастся
изведать
склоны
долины
Шамони в
описанной
последовательности,
и до
отъезда
домой
останется
хотя бы 2-3
дня, значит,
катание
по лучшим
трассам и
внетрассовым
просторам
будет
сбережено
напоследок.
Для этого
Вас ждет
местечко
Аржентиер,
расположенное
у
окончания
одноименного
ледника.
Здесь
установлены
нижние
станции
подъемников
к району
Гран Монте,
который
дарит
громадное
разнообразие
для
катания с
любым
уровнем
техники,
стилем и
видом
снаряжения.
Как и везде,
наивысшая
точка
подъема (3275 м.)
позволяет
насладиться
великолепием
горного
пейзажа,
еще раз
оценить
панораму
Монблана с
его Южным
пиком, а
также всю
последовательность
маршрута
спуска по
Белой
долине,
увидеть
легендарную
в кругу
альпинистов
скалу Дрю.
Катаясь с
этой
высоты в
течении
дня, можно
раз за
разом, не
повторяясь,
находить
новые и
новые
варианты
спуска, от
внетрассового
фрирайда
по
бескрайним
полям
ледника до
спортивной
техники по
узкоспециализированным
трассам. В
подтверждение
особого
достоинства
этого
склона -
недельный
абонемент,
действующий
во всех
пяти
районах
катания,
дает
возможность
лишь на
двукратный
оплаченный
проезд в
вагончике
до высоты 3275.
Поэтому
рациональней
покупать
единый
абонемент
на более
короткий
срок, а
катание в
Гран Монте
оплачивать
отдельно.
Кроме
маршрутов
с главной
вершины
района,
Гран Монте
предлагает
еще
великое
множество
склонов и
трасс от
учебных
до весьма
экстремальных.
О том, как
провести
время в
Шамони
после
катания,
ежегодно
расписывается
в десятках
публикаций.
Оценка
этой
стороны
отдыха
наиболее
субъективна.
Я могу лишь
отметить
следующее:
как
известно
термин "апре
ски"
придумали
французы,
причем
наверняка
обо всех
сторонах
отдыха в
Шамони они
знали не по
рассказам.
Да и
объективно,
давняя
история
города,
своеобразная
культура
провинции,
в том числе
и в области
чревоугодия,
уютный
архитектурный
облик, и все
это на фоне
хроники
покорения
человеком
неприступных
гор, делает
пребывание
в этом
городке
необычайно
приятным и
разносторонним.
|