Активное увлечение виндсёрфингом порождает практически у каждого стремление
познавать в деле все новые и новые места, дающие возможность хорошего
катания под парусом. Можно даже банально перефразировать знаменитую фразу
Высоцкого: «Лучше волн могут быть только волны, по которым ещё не летал».
Заметьте, насколько большинство из нас, стали последние год-два легки на
подъем, когда появляется возможность дорваться до
ветра. Поездка на Очаковку стала для многих такой
же лёгкой, как и выезд на Солёное или ЛБД. Немало и
таких, кто без длительных раздумий и сборов готов рвануть на день- два в
Анапу или на Должанку. Массовый выезд в Питер и Казантип практически
созрел.
Хочется искренне пожелать всем жаждущим познания водной и
воздушной стихии, в самое ближайшее время проложить новые далёкие маршруты
путешествий с парусом. (Берем пример с нашего невероятного земляка Г.
Попова, который по отчаянности и масштабам путешествий вполне может
сравниться с Ф. Конюховым.)
Располагая некоторым опытом моих личных поездок, надеюсь
оказать пользу кому-то, собирающемуся в дальние страны. Тем же, кто пока не
планирует менять известные места обитания на новые, я, вероятно, не испорчу
настроения, сравнивая возможности катания в далеких морях и океанах с
родными акваториями.
Итак, в обратном порядке хронологии последних поездок за
ветром.
США (пятидесятый штат). Гавайский архипелаг. Остров Мауи.
Март 2003 года.
Признано, что Мауи, безусловно,
является мировой столицей виндсерфинга. Ведь именно здесь человек
почувствовал всю прелесть скольжения по воде, много веков назад впервые
встав на доску. А уже несколько десятилетий люди совершенствуют здесь этот
процесс, приспособив к доске парус. Именно сюда прилетают (а порой и
остаются на долго) лучшие мастера, оттачивать виртуозное умение укрощать
ветр и волны. Некоторые из них родились и выросли здесь или на соседних
островах. Прописку на Гавайях имеют практически все самые известные «бренды» производителей снаряжения.
И тем невероятней звучит мой первый вывод: Мауи
– далеко не самое лучшее место для европейца в плане поездки за ветром. Увы,
но наша планета устроена так, что постоянно не дует НИГДЕ. А гадкое явление
под названием «ШТИЛЬ», прежде всего наблюдаемое над водой, не является
природной редкостью. Мауи не исключение, зимой и
летом здесь можно нарваться на нетипичную погоду. И тогда вы начнете
загибать пальцы, считая все то, что пришлось испытать, чтобы добраться до
этого далекого берега в необъятных просторах Тихого океана.
Вы вспомните мытарства по поводу получения американской визы,
12 плюс 5 утомительных часов перелета из Москвы на почти противоположную
часть Земли, как минимум четырех-шести дневную адаптацию к тринадцатичасовой
поясной разнице во времени, арендованный автомобиль и снаряжение, отказ от
всяческих традиционных для нормального отдыха удовольствий и развлечений в
угоду капризам погоды. Все это добровольно оплаченное вашими
кровными У.Е. в количестве не менее 2000 $. А ведь за четверть этой суммы
можно прекрасно покататься в десятке мест северной части восточного
полушария. Правильно выбрав сезон, реально почти наверняка обеспечить себе и
ветер и волны, вполне сравнимые с гавайскими.
И все же на Мауи едут, едут издалека
и не очень. Едут потому, что типичная погода здесь всегда связана с
устойчивым северо-восточным пассатом. В погоде ничего принципиально не
меняется ни зимой, ни летом, ни весной, ни осенью. Температура воздуха и
воды круглый год колеблется в пределах самых комфортных значений: 25-29
воздух, 23-26 вода. Постоянство прибойных волн самой совершенной формы,
тропическая растительность, интереснейший ландшафт, разнообразная береговая
линя, фантастически насыщенный животный мир прибрежных вод Тихого океана –
вот только поверхностное перечисление того, что вы получаете здесь в
«нагрузку» к ветру.
Но и в этом экзотическом аспекте с Гавайями могут достойно сравниться немало
мест на земле, путь к которым от нас короче, проще и дешевле. Действительно,
уникальное явление представляют лишь здешние вулканы, да и, наверное,
прибойная волна. Стабильность её невероятна. Круглые сутки и все 365 дней в
году волны можно ловить на всех сёрфовых пляжах
архипелага. Разумеется сёрфинг здесь первое дело. Кстати, Гавайский
архипелаг – это 8 крупных островов и 124 мелких островков, рифов и отмелей.
Что касается вулканов, то тут все описывается только в превосходных
степенях: высочайший в мире (среди островных) действующий вулкан Мауна-Кеа 4178 м. (остров Гавайи), непрерывно
извергающийся огненной лавой с 1983 года вулкан Килауэа
(там же), самый большой кратер потухшего с 1750 года вулкана Халеакала 3050 м. (на о. Мауи)
и т.д и т.п.
Теперь о главном, то есть о виндсерфинге.
|
1. Вернусь к теме ветра.
Стабильный ветер на Мауи бывает только одного
направления – северо-восток. Редчайшее исключение возможно в строго
противоположном направлении. Когда же дует иначе – это уже не ветер. Если
день будет ветреным, то все понятно с раннего утра. После 2-3 часов дня
ветер обычно усиливается. В хорошие дни неплохо дует даже ночью. Если день
будет ветреным, то все понятно с раннего утра. После 2-3 часов дня ветер
обычно усиливается.
|
|
|
В
хорошие дни неплохо дует даже ночью. Сама форма и рельеф острова служат
естественным ускорителем воздушных потоков. С более холодного северного
побережья воздух прорывается на юго-запад через относительно короткий
перешеек, представляющий широкую долину между двумя вулканами. Как правило,
ветреные дни связаны с ясной солнечной погодой, поэтому при повышении
дневной температуры сквозняк естественным образом усиливается. О численных
значениях скорости ветра легче всего судить по размерам парусов предлагаемых
в прокатах. Наибольшее количество представлено площадью 4,2-5,3 кв. м., без
труда можно найти 3,5 и меньше. Размеры более 6,5 представляют определенный
дефицит.
2.
Вода. Повторюсь, что одной из привлекательнейших сторон крупных Гавайских
островов является мягкий тропический климат. Круглый год для катания обычно
требуется лишь самая легкая одежда (чаще для защиты от солнца). Даже в
магазинах далеко не всегда можно найти гидрокостюмы для умеренной, и тем
более, холодной погоды. Однако, наряду с прекрасными условиями водного
пространства, на острове явно не достает комфортных береговых условий.
Вулканический характер острова сформировал большую часть береговой линии в
виде скал и прибрежных рифов. Самые протяженные песчаные пляжи находятся на
юге Мауи, где катание под парусом практикуется
лишь в одном месте (Kihei) и носит довольно
примитивный характер. На северном побережье все имеющиеся возможности берега
большой частью оккупируются виндсёрферми, кайтбордерами и сёрферами. Но
это лишь три-четыре пляжа в районе городков Kahului
и Paia. Экстремальность катания здесь
обратно-пропорциональна комфорту пляжа. Главным критерием
определяющим степень сложности катания, а, следовательно, и уровень
предельных возможностей мастерства, является высота волны. Как известно,
основной элемент формирования прибрежной волны – это рельеф дна. Скальные и
коралловые рифы в этом смысле самые активные возмутители амплитуды
океанского наката. В зависимости от скорости ветра и сезонного фактора
высота волн на участке сёрфовых пляжей северной
стороны Мауи составляет от
одно до пяти метров (легендарные Jaws здесь не в счет). Самый спокойный и безопасный пляж
находится на территории Kanaha Beach
Park. Здесь же особняком расположена и зона кайтбординга.
Волны
на этом пляже обычно не превышают двух метров. К востоку вдоль побережья
волна растет. Лучшие образцы волн, доступных опытным
виндсерферам, как, впрочем, и сёрферам, накатывают
у самого известного в кругах экстремалов пляжа Ho`okipa. Причина происхождения прибойных волн
определяет их строгую повторяемость в одном и том же месте. Кроме того,
характерно, что волны накатываются сетами по 3-4 штуки в каждом. Сеты
разделяют достаточно долгие (до нескольких минут) паузы относительного
спокойствия в волнении океана. В районе пляжа Kanaha
до рифовой полосы метров пятьсот ходу по почти гладкой воде, а потому здесь
легко рассчитать оптимальные для себя условия выхода в зону прибоя со
стороны берега. Согласовав точку начала движения и скорость, можно
проскочить риф в момент затишья либо, наоборот, при желании выйти на крутую
волну. На Ho`okipa такой возможности нет, волны
бушуют всего в 50-70 метрах от берега. На левой оконечности бухты только
небольшой песчаный пятачок под скалами позволяет относительно безопасно
зайти и выйти в воду. Буквально с первых мгновений старта нужно быть готовым
к встрече с самой мощной волной. Просчет и неподготовленность выливаются у
этого берега в самые серьезные последствия. Но именно здесь для встречи с
такими жесткими условиями катания всегда собирается самый лихой народ.
3.
Снаряжение. Организация проката матчасти для винд и кайт сёрфинга на Мауи существенно отличается от столь распространенной во
всем мире системы береговых серфстанций.
Практически вся береговая линия острова свободна от
какого либо коммерческого использования (тем не менее, на всех сёрфпляжах работает спасательная служба). Прокат сёрфснаряжения является традиционной услугой магазинов,
специализирующихся на одноименной тематике товаров. Несмотря на то, что
каждый из магазинов обычно предлагает ограниченное количество марок досок и
парусов, без труда можно подобрать любое интересуемое снаряжение. Как в
досках, так и в парусах, основной акцент делается на wave
модели, но повторюсь, найти можно все, что угодно. Задача облегчается тем,
что все магазины расположены в деловом районе двух соседних городков – Kahului и Paia. В прокат можно
брать любое количество «верха» и «низа», но наиболее популярным является
комплект доски с двумя парусами (240-270 $ неделя). Условия аренды
предусматривают неограниченный обмен, в том числе в течение дня, любого
элемента оснастки. Все это замечательное многообразие вариантов оскверняется
лишь тем, что от любого магазина в среднем миля – полторы до ближайшего
пляжа. Единственный возможный выход из этой
ситуации заключен в одновременной аренде автомобиля, а это как минимум
удвоит ваши затраты. Но тут нет худа без добра.
Дело в том, что пребывание в США без автомобиля просто немыслимо, и Гавайи в
этом смысле не исключение. Причем, в отличие от Европы проблемы парковки не
существует не в городе, не на пляже. Машину имеет смысл брать сразу же, в
аэропорту, это позволит сразу сэкономить время на последующие поиски и
деньги на такси или трансфер. Вовсе не обязательно
подбирать большой автомобиль или специально обустроенный под снаряжение
микроавтобус (хотя всего такого здесь в достатке). В любом прокате вместе с
досками и парусами без дополнительной платы предлагаются багажники, стропы и
утяжки.
4.
Экзотика. Тропическое положение острова, удаленность от континентальных
берегов, богатейшая флора и фауна, на берегу и в воде, приятно дополняют
основной смысл путешествия за ветром. Отдых под шелестящей зеленью пальмы на
белоснежном песке в стиле рекламы «баунти» куда
приятней палящего зноя Должанки. С берега
(особенно на южной стороне) каждый день невооруженным глазом можно наблюдать
фантастические сцены из жизни огромных горбатых китов. Летя под парусом, не
стоит надолго отвлекать взгляд в сторону от курса, на пути может оказаться
морская черепаха. Врезаться в ту, что проплывала метрах в пяти от меня (сантиметров,
этак, 70 в диаметре) было бы равносильно наезду на
бревно. Одновременно здесь возможны и вовсе неприятные встречи. Речь
естественно идёт об акулах. И хотя статистика утверждает, что случаи
нападения на сёрферов в районе северного побережья
весьма редки, мне не захотелось испытать гавайский ветер на кайтовой доске. Желание испарилось, когда в первый же
день на Мауи всего в метрах 150 от берега и,
причем на мелководье (глубина была 1,5-2 метра) я увидел буквально в трех
метрах от доски, лениво плывущую акулу. Скорость была мала (к моему пущему
впечатлению) и рыбка показалась на вид не большой – метра полтора или два.
Вернувшись к берегу, возникли даже сомнения, а не привиделось ли. Но минут
через десять, когда я делал старт из воды, сознательно сместившись в сторону
от места «видения», ко мне на гидроцикле подошел
спасатель. Из дважды повторенной английской фразы четко расслышал –«shark near», ответил, правда,
по-русски – « yes, я её уже видел». Дело
происходило на Kanaha Beach,
часть народа не спеша, вышла на берег, другая часть эту информацию
игнорировала.
Одним из наиболее упоминаемых экзотических явлений в районе
Гавайских островов считаются гигантские размеры наблюдаемых здесь волн. В
первую очередь это явление связывают с небольшой бухточкой с местным
названием Peahi, , но больше известной как Jaws или Челюсти. Однако большие волны требуют очень
большого времени их ожидания. Несмотря на то, что Jaws
является определенным символом не только Мауи, но
и всего архипелага, попасть в бухту совсем непросто. По американским
понятиям дороги к этому мифическому месту практически не существует.
Непонятно на первый взгляд отсутствие американской предприимчивости на столь
казалось бы хлебном месте. Но логика в этом есть. Повторюсь, что штормовая
погода, вызывающая те самые немыслимые водяные валы (как утверждают до 30
метров) бывает очень редко. В духе американского примитива дни таких
ураганов упоминают не в виде конкретной даты, а пафосно
называют «большим вторником», «великой пятницей» или чем-то еще подобным. В
период гигантского волнения выход в океан с берега бухты подобен
самоубийству, песка здесь нет, только «галька», но каждый галышек сантиметров по 30-40. По фильмам я понял, что
спортсменов (особенно сёрферов) завозят в эпицентр
волнения из соседних бухт на гидроциклах. Берег
нужен лишь зрителям, фотографам и операторам. Подавляющему большинству
посетителей острова чудеса Jaws реальней всего
рассмотреть на многочисленных плакатах, открытках, фотоальбомах и в
видеороликах. Конечно, не съездить в Челюсти я не мог. Как и предупреждали
заранее, нужный поворот в ананасовые поля, отделяющие бухту от
цивилизованной дороги, отыскать удалось с трудом. В тот день был практически
штиль. Естественно никаких исполинских волн быть и не могло. Обычный
океанский накат регулярно выбрасывал на восточный выступ бухты красиво
заворачивающуюся волну высотой чуть более метра. В тот же день на Ho`okapa человек тридцать сёрферов
билось с идеальной и более чем трехметровой волной. Даже при такой «тихой»
погоде риск быть оглушенным обрушившейся волной или выброшенным на
каменистое мелководье воды Ho`okapa гарантировали.
Дух захватывало от этого зрелища. На берегу Jaws
возникали лишь чувства умиления: тишина, уединенность, сближение с
девственной природой, очередное осознание величия океана …..
5.
Люди. На вполне традиционно возникающий вопрос о том, видел ли кого-либо из
знаменитостей виндсёрфинга на суше или на воде, отвечу отрицательно. Одна из
причин – это то, что из всех культовых фигур в лицо смогу узнать не более
4-5 героев. Думаю, что вероятность увидеть их лики на Мауи,
реальна только при проведении какого-нибудь масштабного мероприятия.
Профессионалы зарабатывают деньги круглый год, перемещаясь по миру. И все же
здесь есть на кого посмотреть. Каждый день на любом из пляжей всегда найдётся
несколько виртуозов, режущих вдоль и поперек высокие волны, крутящие в
воздухе все виды петель, развлекающиеся у берега в выполнении сложнейших
элементов фристайла. Хотя публика, съезжающаяся к северным берегам острова
довольно разномастная, общая тенденция аналогична нашей.
Народ большей частью умудренный годами. Есть
прямо-таки аксакалы, но с очень боевым настроем. Да и доски нередко можно
увидеть совсем не свежего покроя, что отнюдь не мешает творить их владельцам
чудеса на воде. Приятное отличие в публике все же есть. Это значительная
численность женских особей, катающихся под парусом, причем впечатляет их
великолепный средний уровень мастерства. Именно среди женских лиц оказались
люди похожие на мировых знаменитостей: cёстры-близнецы
Руано Морено.
На этом в изложении субъективного и объективного комментария
острову Мауи прервусь. Однако с удовольствием
отвечу на все подробные вопросы или поучаствую в дебатах.
В ближайшее время планирую опубликовать ещё несколько
комментариев по поводу очень и не очень известных ветреных мест Земли.
|